Исследователи Алтая XIX-XX веков
Не каждый район Алтайского края может похвастать повышенным вниманием туристов. А как было в прошлые века? Был ли интересен путешественникам того времени Алтайский район?
Действительно, положение села в предгорьях Алтая на старой дороге Чуйского торгового пути приводило сюда и купеческие караваны, и многих путешественников – исследователей Алтая и Центральной Азии. Они интересовались недрами, богатством и культурой района, не обходили его стороной. Описание с. Алтайского, а также других сел Алтайской волости можно найти в путевых заметках Виктора Верещагина, Григория Потанина, Николая Рериха, Вячеслава Шишкова, Николая Ядринцева, Петра Чихачева и других ученых старого времени. Отчеты об экспедициях публиковались в научных сборниках и журналах, недоступных широкому кругу читателей.
Верещагин В.И.
Верещагин Виктор Иванович (1871-1956) – исследователь Алтая, преподаватель естествознания Барнаульского реального училища, создатель ботанического отдела Барнаульского стественно-исторического музея. В июне 1907 года побывал в Алтайском.
Верещагин В.И. От Барнаула до Монголии. 1907 год.
9 июня рано утром мы были в Бийске… Не останавливаясь в Бийске, мы прямо с парохода направились в Алтай. Переправившись в городе через широкую, быструю Бию на пароме, оставляем за собой заречную часть Бийска (Амур) и едем сначала вдоль левого берега Бии. Но вскоре дорога сворачивает на сыроватые низкие луга, раскинувшиеся между Бией и Катунью и пестреющие желтыми колокольчиками лилии…
С берега Катуни, у перевоза против села Катунского, хорошо видна гора Бабырган, наиболее высокая вершина предгорий Алтая. К западу от него потянулись невысокие хребты со склонами, покрытыми лесом. Переправившись через Катунь на пароме, мы прибыли в большое село Катунское, расположенное вдоль левого берега Катуни. Большая рыбная река, обширные заливные луга, прекрасные пашни, близость города вполне обеспечивают жителей. Об их зажиточности говорит и вид села с хорошими, иногда даже щеголеватыми постройками.
Из Катунского в с. Алтайское, расположенное уже в предгорьях, ведут два пути: прямая проселочная дорога степью (верст 50) и земский тракт через Смоленское и Старую Белокуриху. Второй более длинный путь представляет интерес для туриста в том отношении, что в 9 верстах от Старой Белокурихи расположены теплые минеральные ключи на речке Большой Белокурихе, как раз там, где оканчивается степь и начинаются предгорья Алтая. Но этот алтайский курорт крайне неблагоустроен и даже лишен хорошей питьевой воды.
Я избрал кратчайший путь. Дорога идет по слегка волнистой степи. Лесу нет. Лишь там и сям маячат небольшие рощицы осины и березы. Это пасеки, вообще многочисленные в здешнем краю. Следует отметить, что алтайскому пчеловодству, по-видимому, предстоит большая будущность. Алтайским медом начинают интересоваться пчеловоды Европейской России. На пароходе я встретил киевского пчеловода, который изучал пчеловодное дело на Алтае и рассказывал, что в Киеве специалисты признали высокие качества алтайского меда и что возникла мысль об устройстве южнорусскими пчеловодами пасек на Алтае. Причем предполагается поставить это дело на широкую ногу.
Солнце припекает все сильнее и сильнее. Над застывшей в истоме знойного дня степью несутся звонкие трели жаворонка. Над полями реют белые луни, высматривающие грызунов. Последние здесь многочисленны: мыши, полевки, цокоры, суслики или, по-здешнему, ямуранки. По склонам холмов разбросаны четырехугольники посевов. На зеленеющих пашнях пестрыми пятнами виднеются крестьянки, полющие хлеб. Без этого здесь нельзя. Иначе буйный рост сорных трав на здешнем тучном черноземе заглушит посевы. Почва так плодородна, что удобрение излишне. Благодаря близости гор засухи сравнительно редки. Урожаи замечательно хороши. Но лесу вплоть до Алтайского нет…
Перед самым Алтайским небольшой подъем. С горы открывается вид на громадное с. Алтайское, раскинувшееся на 5 верст по длине р. Каменки. Это богатое село является значительным хлебным центром, обслуживающим Горный Алтай. Долина замкнута довольно высокими горами. В прогалинах между ними синеют еще более высокие хребты.
Дорога сейчас же за селом пересекает р. Каменку. Летом это ничтожная речонка, но весной во время таяния снегов она сильно бушует, что видно по массе нанесенных ею камней. Вскоре за Алтайским у самой дороги выступают скалы с глянцевидными кожистыми листьями бадана и маральника, заменяющим здесь алтайскую розу…
Дорога скоро приводит в долину р. Сарасы, принадлежащую к числу наиболее теплых долин Алтая. Здесь в деревне Сарасе (в 7 верстах от Алтайского) прекрасно растут яблони. Но они не привиты и приносят кислые и почти несъедобные плоды. Склоны покрыты отличными сочными лугами. Весной этим склонам особую привлекательность придают крупные ярко-пунцовые цветы алтайского пиона или марьиных кореньев. Но лес на склонах долины весь истреблен, и только уныло торчащие пни говорят о том, что еще недавно здесь росли громадные лиственницы в несколько обхватов толщиной. Невольно возникает опасение, останется ли что-нибудь от лесных богатств Алтая к тому времени, когда русский человек научится, наконец, относиться бережно к дарам природы?…
Потанин Г.Н.
Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) – географ, этнограф, известный сибирский публицист и общественный деятель. Проезжал Алтайское в декабре 1877 года, возвращаясь из двухлетней экспедиции по северо-западной Монголии.
Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска. 1877 год.
«В течении ночи мы доехали до деревни Сарасы, где наняли крестьян довезти нас на протяжных прямо до Бийска. Деревни и села, расположенные по рекам Семе и Каменке, мы видели только из саней , выходя в редких из них, чтобы напиться чаю. Таким образом и большое Алтайское село мы видели только с дороги. Крестьяне здесь живут зажиточно; здешние избы и вообще образ жизни скорее напоминают город, чем великорусскую деревню.
Баб в сарафанах нет, за исключением раскольничьих деревень; женщины ходят в платьях. Снаружи избы представляются пятистенками, иногда обшитых тесом, и всегда стоят внутри городьбы.
Это последнее, кажется особенность Алтая. Внутри избы: русская битая печь, окрашенная в ярко-белый цвет; ее подпечник, косяки и все брусья, а так же дверные и оконные косяки и самые двери размалеваны разными красками; иногда фантазия маляра изобразит на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами.
Всегда ситцевый полог с оборкой скрывает кровать с постелью, зеркало с белым рукотерником с тамбурными кружевами на концах, самотканое шерстяное одеяло, столы, покрытые скатертями, тоже собственного тканья, софы, стулья, гардинки на окнах и иногда ситцевые драпри, отделяющие куть от остальной избы.
На окнах часто горшки с цветами. Только иконы мало изящны; особенно любимый священный мотив – Спаситель на площанице – картина аршинного размера, всегда поражающая своей аляповатостью…
Как 20 лет назад, так и теперь все еще стены крестьянской избы украшаются лубочными картинками, портретами генералов или иллюстрациями к легенде о злой жене или к некрасовской «Тройке». Хотя сибирский крестьянин и любит роскошь, но грамотность является в деревне только как последний предмет роскоши».
Шишков В.Я.
Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) – писатель, инженер-исследователь трассы Чуйского тракта.
Шишков В.Я. По Чуйскому тракту.
«…Алтайское – большое торговое село. Больше 5 тысяч жителей. Каменные торговые помещения. По главной улице на некоторых домах и лачугах самодельные вывески: здесь пимокат живет, тут слесарь, там сапожник. Народ рослый, краснощекий, широкий в кости.
От Алтайского к Черге дорога все время идет в узкой долине. Горы со всех сторон встали. Издали кажется что нет пути вперед, что ямщик с дороги сбился, не туда несут кони. Кругом горы. Куда ж пойдет дорога. Она нырнула вниз и стелется по дну долины возле самой речки. Речка играет, весной воды много, быстро струится навстречу нам.
…Горы вы, горы Алтайские! Кто разукрасил вас цветами и травами в ваш медовый весенний месяц май! Зеленые, зеленые крутые горы. Скалы выступают, шершавые. Одна, другая терраса перед горами. А в ущельях, среди зеленых кустов, разбросаны розовые букеты маральника. Вот они окружили, как школьники любимую учительницу, как дети мать, только зазеленевшую молодую лиственницу; там унизали подножие скатившегося с кручи обломка скалы; там розовой дорожкой стегнули к самому верху сопки.
А бордюры желтой акации, а бутоны огоньков, синие ирисы, марьины коренья? В кустах боярки и акации, среди зарослей тальника и черемухи, что кудрявой стеной встали по берегам речек, звоном звенит птичья многоголосая песня. И откуда их столько набралось, этих порхающих цветов Алтая. А на полях, в густых горных травах, ютиться в множестве прелестный голосистый жаворонок».
Чихачев П.А.
Чихачев Петр Александрович (1808-1890) – географ-путешественник, исследователь Алтая, автор труда «Путешествие в Восточный Алтай». В 1842 г. маршрут экспедиции прошел через с. Алтайское.
Чихачев П. Восточный Алтай. 1842 год.
«Мы сменили лошадей в Красноярске (Имеется в виду, наверное, село Красный Яр Советского района – прим. ред.), это еще совершенно русская деревня, ничего там не напоминает Азию. Но уже на горизонте начинают смугло вырисовываться серебристые вершины Алтая.
Речка извивается среди прекрасных лугов, причем по мере приближения к деревне местность становиться все живописнее, напоминая альпийские пляжи. Наконец мы прибыли в Алтайскую волость (называемую также Верхне-каменкой), где оставили экипажи, чтобы продолжать путь верхом.
По пути в Верхнекаменку мне прямо не терпелось поскорее достигнуть этого пункта, так как только отсюда начиналось настоящее «алтайское странствование». Пока я ехал в экипаже по почтовому тракту, правда глухому, я еще не мог полностью ощутить того, что вступил на девственную землю и нахожусь в пределах Азии».
Ядринцев Н.М.
Ядринцев Николай Михайлович (1842-1894) – писатель, общественный деятель, исследователь Сибири. Летом 1878 г. совершил поездку в Горный Алтай, в том числе села Алтайской волости.
Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири. 1878 год.
От Аи мы проехали через деревню Каянчу в селение Алтайское. Если правая сторона Катуни пустынна, дика и покрыта лесами, то левый берег представляется более заселенным. Алтайская волость одна из богатейших. Село Алтайское тянется на четыре версты. Это большое торговое село… Занятие жителей - земледелие, пчеловодство, скотоводство, ореховый и звериный промысел в горах. Из хлебов здесь вызревают пшеница русская, рожь, ярица, овес, ячмень, просо и конопля. Урожаи в этой местности замечательные: снимается пшеницы от 120 до 150 пудов с десятины, но бывало, когда снимали до 10 овинов, т. е. до 250 пудов. Пчел имеют некоторые до 800 и 1000 ульев, …число лошадей доходит до 100 и более на хозяина. Хлеб, преимущественно ячмень, расходится между калмыками: калмыки его поджаривают, толкут и пьют с кирпичным чаем. Скотом Алтайская волость торгует с Енисейской губернией, в ней закупается от 500-600 голов одним покупщиком. Коровье масло идет на Смоленскую ярмарку. Орехов волость приобретает до 1000 пудов…
В селе Алтайском мы также нашли зарождающуюся промышленность по выделке кож, а именно здесь выделывается маралина, буйнина и яман. Буйнину (шкуру косули) делают белую, черную и дымленую. Шаровары из такой замши стоят 3-4 рубля, рукавицы - от 50 до 70 копеек. Этот род кустарной промышленности мог бы развиться на Алтае. Белка стоит в Алтайском селе от 10 до 15 коп. штука; шкура ямуранки - по грошу и по 1 коп.; колонок от 50 до 70 коп; маралья шкура - от 5 рублей. Породы рыб, добываемых в Катуни, - нельма, таймень, хариус, язь, ускуч. Ловятся неводами и саками.
Алтайская волость расположена на 19200 кв. верстах. В волости нынче считается 13632 жителя, 32 деревни, православных церквей 4 и 1 единоверческая, кабаков 1, складов 2. Зато нет ни одной школы. Всего в волости засеяно было хлеба 23677 четвертей, снято 61369; мельниц в волости 88 водяных и 1 - колесная; обработка десятины обходится в 13 руб., чистый доход - от 5 до 8 руб. Лошадей в волости 22700, рогатого скота 24341, овец 19400, свиней 5333. Пчеловодство к 1 января 1878 г. равнялось 44200 ульям.
В волости в настоящее время 167 семей переселенцев, еще не перечислившихся. Переселенцы, которые устраиваются в Алтайской волости, из губерний Самарской, Тамбовской, Воронежской. Симбирской, Тобольской, Пермской, Вологодской, Харьковской (хохлы), Оренбургской и Уфимской. По отзывам это население весьма трудолюбивое. Многие применяют здесь лучшие способы хозяйства. Новоселы ввели молотилку. Хлеб местные крестьяне жали, переселенцы научились его косить. Они устраивают маслобойни, и некоторые привозят с собой лучшие породы скота и птицы…
Значительная доля благосостояния алтайских жителей обуславливается богатою природою края… Переваливая из долины в долину, видя характер этих долин, эти бесконечные луга, сочные травы, огромное обилие лесов, начинаешь понимать, что каждая из этих долин может поместить маленькое европейское государство. Здесь могут существовать сотни сел и деревень, а обширные города могут уместиться на каждом из плато, выдвигаемых террасами гор. Недаром стремительным потоком течет сюда колонизация, ко всем этим долинам от Ануя до Катуни.
Источник
В предгорьях Алтая: Очерки истории и культуры.– Барнаул-Алтайское, 1998.– 392 с.: ил.
Комментарии 1
Наталья 2017.06.13
Спасибо за интересные рассказы! Наглядная история Алтайского района.