По трижды алтайской земле
Расположено село Алтайское по обоим берегам реки Каменки, левого притока р. Катунь, у подножия гор Алтая, на старом Чуйском тракте. Наше село достигает в длину почти 15 км и проживает в нем свыше 14 тыс. человек. Село Алтайское – крупный населенный пункт районного значения, в котором 4 школы, два филиала высших учебных заведений, АМТТ, два профессиональных училища, детский дом имени B.C. Ершова «Муравейник».
Впервые село в документах упоминается в 1808 году под названием Верхняя Каменка. Немалую роль в становление села играло упорство крестьян, стремившихся в собственных хозяйственных интересах освоить новые земли. «Первые распашки земель у реки Каменки, ниже речки Сарасы начинается уже с 1805 года, причем первые распашки самовольные». Первое упоминание о поселенцах села относится к тому же 1808 году. В ревизской сказке (регистрационной записи) того времени дьячок Кутергин записал: «старшина смоленской волости послал отряд казаков в Верхнюю Каменку, дабы взять с жителей, местных поселенцев, которых уже насчитывалось более 3 десятков семей, пошлину медом, воском, пушниной и мясом». Окончательное решение, жить ли в этих местах приписным крестьянам, было принято в 1822 году. Крестьяне были записаны на новых местах жительства.
К 1834 году Верхняя Каменка настолько заселилась, что власти нашли нужным вывести село из Смоленской волости и определить волостным центром, переименовав в село Алтайское. В это же время была построена в селе первая церковно-приходская школа. Работали в ней 3 учителя и священник; преподававший закон Божий, девочек в школу не брали.
Интересна история заселения и возникновения названия окраин и улиц села. В 1883 году переселенцы из Симбирской губернии по национальности мордва обосновались на правом берегу реки каменки, их поселение назвали Мордвой. Переселенцы из орловской губернии заселили среднюю часть села, ближе к церкви. Это место получило название Орловская улица. Верхнюю часть села, по косогору и низине назвали Дресвянкой – по названию лога, откуда брали переселенцы дресву (крупный песок для мытья полов). Первыми поселенцами здесь были семьи староверов. Несколько семей из России были сосланы на реку Енисей за участие в бунтах против помещиков. Впоследствии им было разрешено переселиться в Алтайское, и ту часть села, которою они заселили, стали называть Енисейской.
Интересно, что в большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова, изданной в Санкт-Петербурге в 1904 году, в первом томе есть статья: «Алтайское село или станина Верхняя Каменка Бийского округа, Томской губернии, при реке Каменки. Одно из первых раскольничьих поселений и центр раскола на Алтае, большая часть приняла в 1857 году единоверие. Имеет 519 домов и более 3 тыс. жителей, 2 церкви: православную и единоверческую; заводы: кожевенный, маслобойный, еженедельный базар. В XIX веке Алтайское становиться крупным купеческим селом. Наряду с торговлей развивается и мелкая кустарная промышленность».
По свидетельству географа, этнографа и публициста Г.Н. Потанина село Алтайское напоминало город: «Крестьяне здесь живут зажиточно, здешние избы и вообще образ жизни скорее напоминает город, чем великорусскую деревню… Снаружи избы представляются пятистенками, иногда обшитыми тесом, и всегда стоят внутри городьбы».
В начале века Бийский купец Смирнов получает денежную ссуду от царского правительства на постройку Гужевой дороги от Бийска до Монголии. Потом эта дорога стала называться старым Чуйским трактом. От Алтайского тракт пролегал через село Нижний Комар и выходил к Черге. В проектирование принимал участие выдающийся русский писатель, автор всемирно известных романов «Угрюм река», «Емельян Пугачев», «Ватага» – В.Я. Шишков. Прохождение через село Чуйского тракта, наложило огромный отпечаток на развитие местной торговли. Ежегодно через Алтайское проходили десятки тысяч пудов грузов в Монголию и из Монголии, проезжали сотни торговцев и их приказчиков. В начале XX века транзит грузов составлял более 150 тыс. пудов в год, многие жители Алтайского занимались перевозкой грузов по тракту, а некоторые и сами ездили в Монголию для торговли.
Благодаря важнейшему торговому пути, который соединил Западную Сибирь с Монголией и Китаем, Алтайское представляет собой в начале 20 века крупное торговое село, в котором успешно развивается сельское хозяйство и носит ярко выраженный характер. В селе существует ряд производств по переработке сельскохозяйственного сырья: маслодельные и маслобойные предприятия, кожевенный и мыловаренные заводы, несколько мельниц. В Алтайске существовала сеть постоянных лавок и магазинов. В 1912 году здесь насчитывалось 27 торговых заведений, из них 8 – 2-го разряда и 19 – 3-го (мелочный торг).
Очень интересна история сыроделия в нашем районе. Сыр – один из древнейших продуктов питания, Его история насчитывает тысячелетия. А в Канаде даже ему установлен памятник. Популярность сыра объясняется тем, что, являясь концентратом молока, он содержит в своем составе сотни различных веществ, жизненно важных для человека и хорошо усвояемых организмом. Сыродельная промышленность началась на Алтае в 1900 году. Первые сыродельные заводы были построены в селениях Верх-Слюдянки и Михайловки Усть-Калманского района.
По настоящему сыроделие в алтайском крае начало развиваться только тогда, когда предприятия перешли в собственность, сначала сельхозкооперации, затем государства. Наш алтайский маслосырзавод выпускает более 7 сортов сыра: Швейцарский, Советский. Радонежский, Сулугуни и др. Разнообразие природной флоры создает благоприятные условия для развития молочного животноводства. На международных выставках сыры и кисломолочная продукция занимает лидирующие места. Например, сыр Советский в 2003 году в Краснодаре получает золотую медаль, а сыр Швейцарский – Гран При. В Анапе на выставке кисломолочной продукции в том же году ряженка получает золотую медаль.
Началом промышленного производства сыра считается первые годы прошлого века. Под руководством профессора ДА. Гранникова в 1931 году в районе была разработана технология выработки сыра Советского. Гранников и его сотрудники поставили перед собой задачу – получить сыр, близкий по вкусу и другим показателям к Швейцарскому. Новый сыр был одобрен и завоевал заслуженную популярность у покупателей нашей страны.
Профессиональное училище № 14, основано в 1927 году как школа молочного хозяйства, позже – как школа мастеров-сыроделов. В 1931 году школа молочного хозяйства была реорганизована, в алтайскую школу фабрично-заводского обучения, которая готовила мастеров-сыроделов и мастеров-маслоделов. В 1978 году, по инициативе ген. директора, молочной промышленности Л.П. Юдина, был создан музей ПУ-14. В музее имеемся муляж юбилейного сыра «Гигант», выработанного в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции. Было выработано 2 головки: одна весом 450 кг, другая – 476 кг, к 70-летию образования Алтайского края на Алтайском сырзаводе было сделано четыре головки сыра сорта «Алтайский» весом более семисот килограммов.
Алтайский механико-технологический техникум был организован в нашем селе 21 июня 1931 года. Техникум стал первым средним специальным учебным заведением в регионе Западной Сибири и Дальнего Востока по подготовке специалистов для молочной промышленности. Результатом активной, творческой работы коллектива техникума стало присуждение ему в 1933 году 1-го места во Всесоюзном соревновании средних специальных учебных заведений, организованным редакцией газеты «Комсомольская правда».
В селе Алтайском сохранилось несколько купеческих домов XIX века. Это дома купцов Фирсова, Рождественского, Шмелева, Смирнова. Обширную торговлю в Бийском уезде вел Андрей Платонович Фирсов, построивший красивое здание магазина в селе Алтайском. И конечно, положение этих известных сибирских купцов, отличалось от положения крестьян и сельских обывателей. Купцы вели «городской» образ жизни. В 1917 году Фирсову было уже 75 лет. Жил он вместе с сестрой – Еленой Платоновной (65 лет), оба престарелого возраста, были грамотны, имели библиотеку. Их обслуживали 2 человека прислуги: кучер Осип и кухарка Евдокия. Он никогда не занимался сельским хозяйством, не приписывался к сельскому обществу, а под усадьбу арендовал земли у общества села.
Вот, что говорит В. Шишков о магазине Фирсова: «Алтайское – большое село. Больше 5 тыс. жителей. Каменные торговые помещения, большой магазин Фирсова – бийского купца. Приказчики в воротничках и манжетах, кассирша в модной прическе – все на городской лад…». Фирсов вел большую благотворительскую деятельность. На свои средства он построил первую больницу и первую школу в дар жителям села. Интересной психологической чертой являлось то, что такие сельские торговцы, выбившись из крестьян, стремились дать образование и воспитание детям. Так одна из дочерей Шмелева, Клавдия Флегонтовна, уже в современное время (20-е годы) преподавала в школе.
Вот что вспоминала о купце Шмелеве Шипунова М.И. 1910 года рождения: «Мы у Шмелевых две зимы жили на квартире, у них самого-то дедка сразу забрали, он с Монголией что-то имел. Остались жена, купчиха, и две дочери их. Клавдия Флегонтовна была моей учительницей, а вторая где-то училась, только зимой приезжала. Слышно было, что Шмелевы-то хоть наживались за счет торговли, но были добрые. Конрериковы (богатые были), но помогали людям, и за что пострадали? Люди жалели, что их репрессировали». Многие из таких купцов имели жен намного моложе себя. Например, у купца Михеева жена Агафья Ивановна были молода, красива, образована и могла тешить самолюбие купца, когда к нему в Тоурак со сказочной и живописной природой приезжали самые известные купцы. Часто из Бийска бывал Морозов.
Игнатий Дмитриевич Рождественский (1839 – 1904 гг.) – бийский купец 2-й гильдии, происходил из крестьян, являлся владельцем маслодельных заводов в селах Алтайском и Смоленском Бийского уезда. Имел лавки по продаже мануфактурного товара в Алтайском, Смоленском, Усть-Каменском, Истоке, а также занимался скупкой хлебных и жировых товаров. Кроме того, он был крупным владельцем недвижимости. У него закупали мелочный товар и табачные изделия для торговли вразнос в Манжероке и других поселениях первой Алтайской дючины.
В 1881 году он построил в г. Бийске каменный двухэтажный дом: на первом этаже располагались торговые залы, на втором – жилые квартиры. В 1882 году на его средства было построено двухэтажное здание городского общественного собрания. Принимал участие в общественной жизни города, избирался гласным городской думы. Был одним из учредителей «Общества поощрения рысистого конезаводства».
Умер Рождественский И.Д. в 1904 году. После его смерти дело возглавила жена Пелагея Спиридоновна. Она учредила торговый дом «Наследники И.Д. Рождественского». Торговый дом имел заводы по производству сливочного масла в Алтайске, Булухте, Лежанове. Так же занималась продажей промышленных изделий и скупкой сельскохозяйственного сырья. В 1913 г. торговый оборот составил 750 тысяч рублей, а чистый капитал – 442 рубля.
Комментарии 4
Ольга 2019.02.28
Добрый день! Помогите, пожалуйста, найти координаты Шипуновой Тамары Михайловны, моя девичья фамилия такая же, прадеды из Каменки Алтайского края, это должен быть прадед Ефим Игнатьевич Шипунов, я пыталась в архиве Барнаула или в переписи 1917 года найти Шипуновых и в Каменке, и в Сосновке Солонешинского района, или в метрических книгах, но Шипуновых много, а ниточка где-то, да обрывается, может быть с помощью Тамары Михайловны мне что-то удастся новое узнать. Заранее спасибо, с уважением, Трофименко Ольга.
Ленточка 2023.06.13
Здравствуйте! А я ищу потомков Митрениных. Они были, предположительно, староверы. В Алтайском у них были конюшни . Дед мой Александр Митренин имел в Бийске большой дом и магазин и фабрику из красного кирпича. Папа мой Анатолий Александрович Митренин родился в 1915 году.
Ленточка 2023.06.13
У папы был брат Виктор и ещё один, погибший в войну. В Бийске жил так же брат деда Николай и его семья. Он держал часовую мастерскую. В начале тридцатых семейство Митрениных репрессировали и сослали на прииски в Спасск, Таштагольского района. Очень хотелось бы хоть что то узнать о моих родственниках.
Инна Геннадьевна Духанина 2023.06.28
Здравствуйте! Я разыскиваю своих родственников, живших в 60-70 годы в селе Алтайском. Это семья моего дяди, брата мамы, Рухлова Аркадия Флавиевича, 1925 года рождения, который, вернувшись с фронта и со службы на флоте в 1950 году, женился на женщине в двумя дочерьми. Они жили в Алтайском. В 1957 году у них родилась дочь Татьяна. В детстве мы приезжали к ним в гости, позже связи прервались. Дядя Аркадий умер примерно в 1965 году, похоронен в Алтайском. На фронте воевал красноармейцем, дошел до Польши, награжден медалью "За отвагу". Работал, судя по фотографиям, шофером... Буду благодарна за любую информацию о семье моего дяди.