На перевал Кату-Ярык в Горном Алтае

Фото

Как-то нам рассказали о перевале Кату-Ярык, который находится в Горном Алтае, и что на него можно подняться только на мощном джипе. Сразу захотелось там побывать на своем стареньком мотоцикле Урал. К счастью, в июле 14 года удалось вырваться с работы для небольшого путешествия на три жарких летних дня.

Среди достопримечательностей Горного Алтая очень известна река Чулышман, впадающая в Телецкое озеро. Долина большой реки местами очень узкая, растянулась между высоких отвесных гор и легкого пути туда просто нет. На одном из склонов в урочище Катуярык людям удалось процарапать крутой витиеватый спуск. Восхитительная панорама, открывающаяся с вершины перевала, тянет магнитом к себе множество автотуристов, прознавших о нем.

Новый участок Чуйского Тракта перед селом Камлак
Новый участок Чуйского Тракта перед селом Камлак.

Путь из Алтайского края до перевала Кату-Ярык сначала идет по ровному асфальту Чуйского Тракта, соединяющего нашу страну Россию с соседней Монголией. Это магистраль Р-256. От города Бийск она идет вдоль реки Катунь, но потом сворачивает в долину реки Сема, к знаменитому Семинскому перевалу, расположенному на отрогах горы Сарлык Семинского хребта.

Подъем на Семинский перевал достаточно полог и хорошо асфальтирован, но уж очень затяжной. Нагруженные тягачи натужено ревя моторами, едва плетутся вверх. От них пахнет жарким машинным потом. И даже некоторые легковушки останавливаются на обочинах, чтобы поостыть.

Вид с перевала Чике-Таман на Север
Вид с перевала Чике-Таман на Север.

За Семинским перевалом течет река Урсул, вода в которой так пляшет по камням, что многим проезжим мерещится рекой, текущей вверх в гору. Далее, за ярким Урсулом, путь подходит к следующему перевалу Чике-Таман, по которому петляет по взорванным скалам, чтобы подняться почти на высоту отрога Теректинского хребта и спуститься в долину реки Большой Ильгумень.

На перевале Чике-Таман
На перевале Чике-Таман.
Быстрая река Большой Ильгумень
Быстрая река Большой Ильгумень.

И вот Чуйский Тракт вновь подходит к Катуни – великой реке Горного Алтая. Множество скальных бомов прижимают дорогу к обрывистому берегу реки – многие находят это страшным. Но красота пейзажей завораживает сильнее, здесь стоит побывать всем туристам!

Бом на Чуйском Тракте на реке Катунь
Бом на Чуйском Тракте на реке Катунь.
Скала Кургучубом на реке Катунь
Скала Кургучубом на реке Катунь.
Бом Айры-Таш (раздвоенный камень)
Бом Айры-Таш (раздвоенный камень).

И все же, свое название Чуйский Тракт получил не от великой реки Катунь, но от большой реки Чуя, вдоль которой дорога проходит в Монголию сквозь горы Горного Алтая. Наконец, дорога подошла к берегам Чуи.

Чуйский Тракт вдоль реки Чуя
Чуйский Тракт вдоль реки Чуя.
Вдоль реки Чуя жарким июльским днем
Вдоль реки Чуя жарким июльским днем.

В селе Акташ наш маршрут сворачивает с Чуйского Тракта на село Улаган. Теперь дорога становиться гораздо проще – асфальт лежит только местами. Проезжаем ущелье Красные Ворота, которые река Чибитка в древнее время прорезала в скалах из камня красной породы. Далее нас встречает Улаганский перевал, который разделяет верховья реки Чибитка и ручей Сарыачик, приток реки Кубадру. На высоких вершинах, окружающих перевал, лежит снег, хотя на дворе месяц июль.

У поразительного ущелья Красные Ворота на реке Чибитка
У поразительного ущелья Красные Ворота на реке Чибитка.
Старинный мост через реку Чибитку
Старинный мост через реку Чибитку.

На Улаганском перевале распространена карликовая береза и вся другая растительность тоже становится низкорослой.

На Улаганском перевале стоит небольшая турбаза «Јылдыс» или, по-нашему, «Звезда». Поздно вечером в горах становится очень холодно, и теплый домик с горячей печкой и жаркой баней турбазы оказались весьма кстати.

Окрестности Улаганского перевала
Окрестности Улаганского перевала.

На гостеприимной турбазе «Јылдыс» сдаются шестиместный аул, несколько трехместных домиков и отличная баня. На улице под крышей стоит очаг для приготовления пищи. Все удобства для туриста находятся во дворе. Настоящая турбаза для настоящих путешественников!

Гостеприимная турбаза «Јылдыс»
Гостеприимная турбаза «Јылдыс».

В долине реки Башкаус находится село Улаган, центр Улаганского района. В селе добрые рубленные дома имеют небольшие ограды. Ни садов, ни огородов не видать – климат не позволяет.

В следующем селе Балыктуюль необходимо свернуть с дороги направо через мост и перевалить крутую гору, теперь путь идет на сам перевал Кату-Ярык. Дорога здесь гравийная и узкая, извивается по склонам, по многочисленным подъемам и спускам. Недавно прошел грейдер и от жаркого солнца мелкая пыль из-за проходящих машин висит в воздухе. Ну, а в дождь, здесь, наверное, будет приличная грязь.

Древние курганы Улагана
Древние курганы Улагана.

Единственно, где можно случайно свернуть с пути, – это Балыктюль – на въезде в село нужно повернуть через мост направо.

Подъем в гору от села Балыктуюль
Подъем в гору от села Балыктуюль.
Пазырыкские курганы
Пазырыкские курганы.
Вид на Улаганское плато, долина реки Большой Улаган
Вид на Улаганское плато, долина реки Большой Улаган.
Дорога просто отличная!
Дорога просто отличная!
Высокогорные луга Улагана
Высокогорные луга Улагана.
То подъем, то спуск… по пыльной дороге
То подъем, то спуск… по пыльной дороге

Долгое время дорога виляет между горных лесов и альпийских лугов Улаганского плато. Отметки окрестных вершин не выше 2 км. Обрывы по краю дороги иной раз пугают своей высотой. В их глубине сияют холодные озера. Наконец, появляются вершины гор, лежащие по ту сторону долины Чулышмана. А вот и он сам, долгожданный перевал Кату-Ярык, долгожданный Чулышман! На дорожном указателе отмечена протяженность горного спуска в 3,5 километра.

В субботний день здесь много и машин, и туристов, отдыхающих перед спуском или после подъема. Посмотреть на перевал едут люди со всей России. И даже на мотоциклах! Что там зарубежье! Все настоящие туристы, все настоящие путешествия именно здесь – на дорогах Горного Алтая!

Вот и долгожданный перевал Кату-Ярык в долине Чулышмана
Вот и долгожданный перевал Кату-Ярык в долине Чулышмана.
Урал до перевала доехал
И все-таки Урал до перевала добрался!
Какая здесь высота и красота!
Какая здесь высота и красота!
Дальнобойщик с Ижевска на Suzuki
Дальнобойщик с Ижевска на Suzuki.

Местные жители удивляются нашему мотоциклу, проехавшему немалое расстояние. Они подходят и с интересом рассматривают его. Оказывается, что почти у каждого раньше был или Урал или Днепр. Ну как тут остаться равнодушным? Даже спорим о том, что сможет ли старый Урал преодолеть подъем на Кату-Ярык.

Восхитительный вид на Чулышманское нагорье
Восхитительный вид на Чулышманское нагорье.
Долина реки Чулышман
Долина реки Чулышман.

Узкая дорога перевала Кату-Ярык длинными ступенями спускается с высоты каньона. Она петляет от кармана до кармана, в которых можно остановиться, чтобы разъехаться встречным машинам, остудить перегревшийся мотор или дымящиеся колодки тормозов. Многие туристы отсюда любуются местным пейзажем, высота и красота проникают до глубины души…

Узкие места перевала Кату-Ярык
Узкие места перевала Кату-Ярык.
Спуск с перевала Кату-Ярык
Спуск с перевала Кату-Ярык.

Вот и река Чулышман, она извивается между отвесных стен высокого узкого ущелья, ее быстрое течение бьется о каменные пороги. С отвесных склонов окружающего горного плато в реку стремятся бурными потоками водопады ручьев.

У подножия перевала
У подножия перевала.
Водопад на ручье Карасу, издалека кажется совсем игрушечным
Водопад на ручье Карасу, издалека кажется совсем игрушечным.

После спуска, вдали от перевала, находим удобное место для привала – наконец-то остановились отдохнуть на берегу этой очень красивой горной реки. Из воды подглядывают любопытные мальки, налетели цветные бабочки, чтобы посмотреть на нежданных гостей.

река Чулышман
Река Чулышман.

После передышки возвращаемся к перевалу. Для обратной дороги есть и другой вариант пути – на судне по Телецкому озеру. Но берут ли тяжелые мотоциклы они на борт? Собравшаяся очередь машин у подножия склона ждет, как зайдет в гору очередное авто, которое буквально карабкается, по самому нижнему подъему. Хотя он не так и крут, но сильно разбит и переднеприводные авто просто буксуют на месте, не в силах зацепиться за грунт. Трактор МТЗ ждет в сторонке, чтобы оказать возмездную помощь отчаявшимся подняться самостоятельно.

Трактор тащит очередное авто
Трактор вверх тащит очередное авто.
Подъем на перевал Кату-Ярык
Подъем на перевал Кату-Ярык.

Хотя и тяжел мотоцикл Урал, но достаточно мощен его мотор, он рвется обогнать джипы на круче подъема, но на малой скорости греются чугунные цилиндры, приходится остужать их кратковременной стоянкой в карманах перевала.

Дорогу до Улагана только что проскреб грейдер, проезжая часть стала уже, пыли – больше, ехать по мягкому граверу тяжелее. Хоть и круты кратковременные подъемы верх и спуски вниз, но в целом заметен общий спуск пути вниз к долине реки Башкаус. Вдали в горах виднеются ледники вершин окружающих хребтов. Сказочная красота!

Рыбные озера и белоснежные вершины гор
Рыбные озера и белоснежные вершины гор.
Дальнобойщики из Екатеринбурга на Honde
Honda из Екатеринбурга под перевалом Чике-Таман.
Фотограф путешествия Наталья Михайловна
Наталья Михайловна – фотограф нашего путешествия.
Перевал Кату-Ярык очень гостеприимен! Он ждет и вас! Приезжайте!
Перевал Кату-Ярык очень гостеприимен! Он ждет и вас! Приезжайте!

Дорога туда и обратно заняла целых 3 дня, пройдено без малого почти тысяча километров. Точнее сказать нельзя, потому что на первой сотне пути сломался спидометр. Было «перевалено» четыре перевала: Семинский (1720 м.), Чике-Таман (1295 м.), Улаганский (2080м.) и настоящий перевал Кату-Ярык (1200м). Мотоцикл Урал с боковым прицепом довольно медлителен и путешествие на авто получается куда быстрее. Но на мотоцикле вы открыты для Горного Алтая и Горный Алтай перед вами открыт! На мотоцикле вы путешествие ощущаете по-настоящему, оно становится открытым и живым!

Нитка маршрута

Село Алтайское – перевал Бирюксинский – перевал Верхайский – с. Верх-Ая – с. Ая – пос. Катунь – новый мост через Катунь – с. Соузга – трасса М52 Чуйский Тракт – с. Манжерок – с. Усть-Муны – с. Усть-Сема – мост через Катунь – с. Камлак – с. Черга – с. Мыюта – с. Шебалино – с. Кумалыр – с. Топучая – верховья реки Сема – знаменитый перевал Семинский – река Туэкта – с. Зайсанская Елань – река Урсул – с. Туекта – с. Каракол – с. Курота – с. Шашикман – с. Онгудай – с. Улита – с. Хабаровка – перевал Чике-Таман – с. Купчегень – с. Мал. Яломан – с. Иня – слияние рек Чуи и Катунь – с. Иодро – с. Белый Бом – водопад Девичьи Слезы – с. Ярбалык – река Чибитка – с. Чибит – с. Акташ, здесь съезжаем с Чуйского Тракта в сторону села Улаган – урочище Красные Ворота – озеро Чейбеккёль (Мертвое озеро) – турбаза «Јылдыс» – озеро Киделю – перевал Улаганский – река Кубадру – река Башкаус – с. Улаган – с. Балыктуюль – Пазырыкские курганы – Улаганское плато – долгожданный перевал Кату-Ярык – река Чулышман.

Комментарии 5

Володя 2017.06.17

Это теперь моя мечта! Спасибо за репортаж! Очень круто, очень!

Вячеслав → Володя 2017.06.17

Да! Кату-Ярык – крутой перевал. Даже КБМТС (Виктор Завьялов) из Ирбита побывал на нем.

Николай 2018.02.03

Супер! Когда-нибудь и я там буду, я верю!

Александр Пушкарёв 2019.04.07

Да, и у меня давно затаилась мечта. Пока реставрирую своего уралейку, параллельно изучаю информацию. Ребят вам, здоровья и спасибо за интересный рассказ. PS. А, может и свой очерк выложить?

Вячеслав → Александр 2019.04.07

Присылай.