На перевал Кату-Ярык в Горном Алтае
Как-то нам рассказали о перевале Кату-Ярык, который находится в Горном Алтае, и что на него можно подняться только на мощном джипе. Сразу захотелось там побывать на своем стареньком мотоцикле Урал. К счастью, в июле 14 года удалось вырваться с работы для небольшого путешествия на три жарких летних дня.
Среди достопримечательностей Горного Алтая очень известна река Чулышман, впадающая в Телецкое озеро. Долина большой реки местами очень узкая, растянулась между высоких отвесных гор и легкого пути туда просто нет. На одном из склонов в урочище Катуярык людям удалось процарапать крутой витиеватый спуск. Восхитительная панорама, открывающаяся с вершины перевала, тянет магнитом к себе множество автотуристов, прознавших о нем.
Путь из Алтайского края до перевала Кату-Ярык сначала идет по ровному асфальту Чуйского Тракта, соединяющего нашу страну Россию с соседней Монголией. Это магистраль Р-256. От города Бийск она идет вдоль реки Катунь, но потом сворачивает в долину реки Сема, к знаменитому Семинскому перевалу, расположенному на отрогах горы Сарлык Семинского хребта.
Подъем на Семинский перевал достаточно полог и хорошо асфальтирован, но уж очень затяжной. Нагруженные тягачи натужено ревя моторами, едва плетутся вверх. От них пахнет жарким машинным потом. И даже некоторые легковушки останавливаются на обочинах, чтобы поостыть.
За Семинским перевалом течет река Урсул, вода в которой так пляшет по камням, что многим проезжим мерещится рекой, текущей вверх в гору. Далее, за ярким Урсулом, путь подходит к следующему перевалу Чике-Таман, по которому петляет по взорванным скалам, чтобы подняться почти на высоту отрога Теректинского хребта и спуститься в долину реки Большой Ильгумень.
И вот Чуйский Тракт вновь подходит к Катуни – великой реке Горного Алтая. Множество скальных бомов прижимают дорогу к обрывистому берегу реки – многие находят это страшным. Но красота пейзажей завораживает сильнее, здесь стоит побывать всем туристам!
И все же, свое название Чуйский Тракт получил не от великой реки Катунь, но от большой реки Чуя, вдоль которой дорога проходит в Монголию сквозь горы Горного Алтая. Наконец, дорога подошла к берегам Чуи.
В селе Акташ наш маршрут сворачивает с Чуйского Тракта на село Улаган. Теперь дорога становиться гораздо проще – асфальт лежит только местами. Проезжаем ущелье Красные Ворота, которые река Чибитка в древнее время прорезала в скалах из камня красной породы. Далее нас встречает Улаганский перевал, который разделяет верховья реки Чибитка и ручей Сарыачик, приток реки Кубадру. На высоких вершинах, окружающих перевал, лежит снег, хотя на дворе месяц июль.
На Улаганском перевале распространена карликовая береза и вся другая растительность тоже становится низкорослой.
На Улаганском перевале стоит небольшая турбаза «Јылдыс» или, по-нашему, «Звезда». Поздно вечером в горах становится очень холодно, и теплый домик с горячей печкой и жаркой баней турбазы оказались весьма кстати.
На гостеприимной турбазе «Јылдыс» сдаются шестиместный аул, несколько трехместных домиков и отличная баня. На улице под крышей стоит очаг для приготовления пищи. Все удобства для туриста находятся во дворе. Настоящая турбаза для настоящих путешественников!
В долине реки Башкаус находится село Улаган, центр Улаганского района. В селе добрые рубленные дома имеют небольшие ограды. Ни садов, ни огородов не видать – климат не позволяет.
В следующем селе Балыктуюль необходимо свернуть с дороги направо через мост и перевалить крутую гору, теперь путь идет на сам перевал Кату-Ярык. Дорога здесь гравийная и узкая, извивается по склонам, по многочисленным подъемам и спускам. Недавно прошел грейдер и от жаркого солнца мелкая пыль из-за проходящих машин висит в воздухе. Ну, а в дождь, здесь, наверное, будет приличная грязь.
Единственно, где можно случайно свернуть с пути, – это Балыктюль – на въезде в село нужно повернуть через мост направо.
Долгое время дорога виляет между горных лесов и альпийских лугов Улаганского плато. Отметки окрестных вершин не выше 2 км. Обрывы по краю дороги иной раз пугают своей высотой. В их глубине сияют холодные озера. Наконец, появляются вершины гор, лежащие по ту сторону долины Чулышмана. А вот и он сам, долгожданный перевал Кату-Ярык, долгожданный Чулышман! На дорожном указателе отмечена протяженность горного спуска в 3,5 километра.
В субботний день здесь много и машин, и туристов, отдыхающих перед спуском или после подъема. Посмотреть на перевал едут люди со всей России. И даже на мотоциклах! Что там зарубежье! Все настоящие туристы, все настоящие путешествия именно здесь – на дорогах Горного Алтая!
Местные жители удивляются нашему мотоциклу, проехавшему немалое расстояние. Они подходят и с интересом рассматривают его. Оказывается, что почти у каждого раньше был или Урал или Днепр. Ну как тут остаться равнодушным? Даже спорим о том, что сможет ли старый Урал преодолеть подъем на Кату-Ярык.
Узкая дорога перевала Кату-Ярык длинными ступенями спускается с высоты каньона. Она петляет от кармана до кармана, в которых можно остановиться, чтобы разъехаться встречным машинам, остудить перегревшийся мотор или дымящиеся колодки тормозов. Многие туристы отсюда любуются местным пейзажем, высота и красота проникают до глубины души…
Вот и река Чулышман, она извивается между отвесных стен высокого узкого ущелья, ее быстрое течение бьется о каменные пороги. С отвесных склонов окружающего горного плато в реку стремятся бурными потоками водопады ручьев.
После спуска, вдали от перевала, находим удобное место для привала – наконец-то остановились отдохнуть на берегу этой очень красивой горной реки. Из воды подглядывают любопытные мальки, налетели цветные бабочки, чтобы посмотреть на нежданных гостей.
После передышки возвращаемся к перевалу. Для обратной дороги есть и другой вариант пути – на судне по Телецкому озеру. Но берут ли тяжелые мотоциклы они на борт? Собравшаяся очередь машин у подножия склона ждет, как зайдет в гору очередное авто, которое буквально карабкается, по самому нижнему подъему. Хотя он не так и крут, но сильно разбит и переднеприводные авто просто буксуют на месте, не в силах зацепиться за грунт. Трактор МТЗ ждет в сторонке, чтобы оказать возмездную помощь отчаявшимся подняться самостоятельно.
Хотя и тяжел мотоцикл Урал, но достаточно мощен его мотор, он рвется обогнать джипы на круче подъема, но на малой скорости греются чугунные цилиндры, приходится остужать их кратковременной стоянкой в карманах перевала.
Дорогу до Улагана только что проскреб грейдер, проезжая часть стала уже, пыли – больше, ехать по мягкому граверу тяжелее. Хоть и круты кратковременные подъемы верх и спуски вниз, но в целом заметен общий спуск пути вниз к долине реки Башкаус. Вдали в горах виднеются ледники вершин окружающих хребтов. Сказочная красота!
Дорога туда и обратно заняла целых 3 дня, пройдено без малого почти тысяча километров. Точнее сказать нельзя, потому что на первой сотне пути сломался спидометр. Было «перевалено» четыре перевала: Семинский (1720 м.), Чике-Таман (1295 м.), Улаганский (2080м.) и настоящий перевал Кату-Ярык (1200м). Мотоцикл Урал с боковым прицепом довольно медлителен и путешествие на авто получается куда быстрее. Но на мотоцикле вы открыты для Горного Алтая и Горный Алтай перед вами открыт! На мотоцикле вы путешествие ощущаете по-настоящему, оно становится открытым и живым!
Нитка маршрута
Село Алтайское – перевал Бирюксинский – перевал Верхайский – с. Верх-Ая – с. Ая – пос. Катунь – новый мост через Катунь – с. Соузга – трасса М52 Чуйский Тракт – с. Манжерок – с. Усть-Муны – с. Усть-Сема – мост через Катунь – с. Камлак – с. Черга – с. Мыюта – с. Шебалино – с. Кумалыр – с. Топучая – верховья реки Сема – знаменитый перевал Семинский – река Туэкта – с. Зайсанская Елань – река Урсул – с. Туекта – с. Каракол – с. Курота – с. Шашикман – с. Онгудай – с. Улита – с. Хабаровка – перевал Чике-Таман – с. Купчегень – с. Мал. Яломан – с. Иня – слияние рек Чуи и Катунь – с. Иодро – с. Белый Бом – водопад Девичьи Слезы – с. Ярбалык – река Чибитка – с. Чибит – с. Акташ, здесь съезжаем с Чуйского Тракта в сторону села Улаган – урочище Красные Ворота – озеро Чейбеккёль (Мертвое озеро) – турбаза «Јылдыс» – озеро Киделю – перевал Улаганский – река Кубадру – река Башкаус – с. Улаган – с. Балыктуюль – Пазырыкские курганы – Улаганское плато – долгожданный перевал Кату-Ярык – река Чулышман.
Комментарии 5
Володя 2017.06.17
Это теперь моя мечта! Спасибо за репортаж! Очень круто, очень!
Вячеслав → Володя 2017.06.17
Да! Кату-Ярык – крутой перевал. Даже КБМТС (Виктор Завьялов) из Ирбита побывал на нем.
Николай 2018.02.03
Супер! Когда-нибудь и я там буду, я верю!
Александр Пушкарёв 2019.04.07
Да, и у меня давно затаилась мечта. Пока реставрирую своего уралейку, параллельно изучаю информацию. Ребят вам, здоровья и спасибо за интересный рассказ. PS. А, может и свой очерк выложить?
Вячеслав → Александр 2019.04.07
Присылай.