Алтайский тракт до монгольской границы
История дорожного строительства в Алтайском районе уходит в далекое прошлое. С 1834 года район именовался волостью. Кроме сел Алтайского района в состав волости входил весь Советский район, Сростки, Тырышкино, Новая Белокуриха, Талица, Сычевка, Карагуж, Шульгинка, Черга, Солонешенское, Малый Бащелак, Большой Бащелак, Шебалино, Камлак, Элекманар, Онгудай и т. д. Такая огромная территория требовала налаживания определенных связей, а отсюда и строительства дорог. Но основной причиной, подтолкнувшей к строительству дорог, было развитие торговли. Бийское купечество пыталось как можно скорее наладить постоянные торговые отношения с Китаем и Монголией, а для этого нужно было провести дорогу на Чую.
В 60-е годы XIX века делается участок дороги от Бийска до Алтайска и дальше до Шебалино на средства, выделенные купечеством. Но дорога требовала постоянного ремонта, а от Шебалино вообще начинался вьючный путь. Тогда генерал-губернатор Западной Сибири Казанцев представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. Бийское купечество хлопочет о прокладке этой дороги.
В 1876 году Томским начальством вновь выдвинут вопрос о колонизации Алтая и предложено заселение трактов в середине Алтая, как и допущение крестьянских поселений по Чуйскому и другим путям. Таким образом назначено 16 пунктов от селения Алтайского до Кош-Агача.
Так что строительство торгового пути до Бийска через Алтайское и далее в Горный Алтай способствовало дальнейшему развитию района. Вячеслав Яковлевич Шишков, в то время был главный инженер по строительству Чуйского тракта, в своих путевых очерках отмечает: «…Алтайское – большое торговое село. Больше 5 тысяч жителей. Каменные торговые помещения. Большой магазин Фирсова, бнйского купца. Приказчики в воротниках и манжетах, кассирша в модной прическе – все на городской лад».
Тяжелым бременем строительство и содержание дорог легло на крестьян и называлась эта обязанность натуральной повинностью. Отправление натуральных повинностей было распределено между волостями на Сростенском съезде в 1882 году.
Алтайской волости приходилось производить починку по Бийскому тракту из с. Алтайского на Чергу и Шебалино, по Уймонскому тракту на Тоурак; по тракту в г. Бийск из Алтайского на Старую Белокуриху и Смоленское. «Всего по земским дорогам починка простиралась на 165 верст».
Сверх указанной дорожной повинности на Алтайско-Сростенской волости лежала обязанность мостить Бийско-Барнаульский почтовый тракт до села Буланинского. «Для отправления подворной повинности крестьяне Алтайской волости содержали лошадей в пунктах: с. Алтайское – 10 пар, с. Белокуриха – 8 пар, д. Черга – 6 пар, д. Куяган – 4 пары, д. Тоурак – 3 пары… В с. Ая и Нижней Каянче по 2 пары». В среднем крестьянам приходилось отправлять повинность за 50 верст от места жительства.
Еще задолго до строительства Чуйского тракта торговые связи с Монголией осуществлялись по Уймонскому тракту: Бийск – Алтайское – Тоурак – Уймон и т. д. Этот тракт проходил в основном в обход полноводных рек, не требовал строительства крупных мостов.
По легенде в гражданскую войну белогвардейцы вывозили очень много золота через Монголию (везли через Тоурак), но красногвардейцы всё-таки настигли обозы, тогда белогвардейцам пришлось его закопать где-то в окрестностях Тоурака.
Но несмотря на все старания дороги были очень далеки от совершенства. Так, летом 1926 года из Бийска через Алтайское на Тоурак – Верх-Уймон проезжал Николай Константинович Рерих с женой Еленой Ивановной, сыном Юрием и американскими друзьями. Зинаида Фосдик писала: «Переночевав в Алтайском, утром, проблуждав несколько часов в поисках пути, мы двинулись по совершенно ужасной дороге (сплошные камни) к Баранче, делая за несколько часов десять верст. Во время езды Морис выпал из брички, но к счастью не пострадал».
В настоящее время до Баранчи на автомобиле чуть более получаса езды. Населенные пункты по бывшему Уймонскому тракту (сейчас за пределами нашего района он утратил свое экономическое назначение) – Никольское, Куяган, Куяча, Тоурак – играли немаловажное значение в развитии хозяйства района как животноводческие пункты. Поэтому в 1934-35 годах было решено строить дорогу своими силами. За каждым колхозом района был закреплён определенный участок дороги. Работать было очень сложно. Основными орудиями труда были лопата, кирка да лошадь, запряженная в бричку. Из рабочих в основном – женщины.
Время требовало создания в районе дорожной службы. В марте 1958 года разделился Смоленский дорожный участок на два – Смоленский и Алтайский. В р. п. Алтайском было организовано ДЭУ-478, которое в 1962 году было переименовано в ДУ-576. В июне 1968 года из двух участков ДУ-576 и ПДУ-1577 был организован Алтайский линейный участок автомобильных дорог (ЛУАД), а в 1977 году был создан Алтайский дорожный ремонтно-строительный участок.
Комментарии